Полин Оливерос (1932-2016) — американская композиторша и исследовательница звука, одна из важнейших представительниц электронной и экспериментальной музыки XX века. Ключом к исследованию и пониманию ее творчества является концепция «глубокого слушания» («deep listening»). Так, опираясь на идею о фундаментальных различиях между модусами «слышать» и «слушать», Оливерос назвала работу с осознанным вовлечением слушателя в процесс пространственно-временной локализации звука и соответствующий набор различных практик — от импровизационных до медитативных. Вопреки тому, что формально Оливерос принадлежала к музыкальной академической среде, в своей композиторской работе она практически не использовала традиционную нотную запись, создавая пьесы в виде текстовых инструкций, «стратегий для внимания». Ниже представлен перевод нескольких подобных пьес, посвященных аудиальному взаимодействию с окружающей средой. Партитуры «Teach Yourself to Fly», «II», «Native», «Environmental Dialogue», «The Flaming Indian», «Energy Changes» и «XIX» были впервые опубликованы в 1974 году в сборнике «Sonic Meditations». Современная версия пьесы «Environmental Dialogue», а также послесловие («Pauline’s Solo») были опубликованы в сборнике статей «The documenta 14 Reader» (2017) под редакцией Куинн Лэтимер и Адама Шимчика. https://bit.ly/2TUa2ne